Абель Рамоэло: Странам БРИКС будет полезно перенять опыт России в области точного земледелия
Абель Рамоэло – директор Центра экологических исследований и доцент кафедры географии, геоинформатики и метеорологии Университета Претории. Рамоэло окончил Южноафриканский комплексный сельский университет Венды. Степень магистра в области геоинформационных наук и исследования Земли получил в четырех европейских университетах: в Университете Саутгемптона (Великобритания), в Лундском университете (Швеция), в Варшавском университете (Польша) и в университете Твенте (Нидерланды). В этом же университете защитил докторскую диссертацию в области дистанционного зондирования.
В эксклюзивном интервью TV BRICS он рассказал о необходимых шагах для ускорения процесса достижения целей устойчивого развития и недавних открытиях в сфере экологии.
– Расскажите, какими исследованиями занимается ваш центр?
– В настоящее время наш университет проводит актуальные социально-значимые исследования. У нас имеется несколько подразделений. Я руковожу центром экологических исследований. Мы сотрудничаем со специалистами из самых разных областей, проводим междисциплинарный анализ экологических проблем и находим способы их решения.
– Какие важные открытия вам удалось совершить за последнее время?
– Большая часть нашей работы заключается в дистанционном зондировании земной поверхности. На данном этапе мы совершили прорыв в получении изображений со сверхвысоким разрешением. Благодаря им мы можем оценивать текущее состояние окружающей среды и вести наблюдение за происходящими в ней процессами. В последнее время мы занимаемся исследованием климатических изменений в самых разных регионах, изучаем энергию водных потоков.
– Какую роль, на ваш взгляд, эти открытия могут сыграть в улучшении состояния окружающей среды не только ЮАР, но и планеты в целом?
– Большинство наших исследований посвящены глобальным проблемам, а именно изменению климата, утрате биоразнообразия, а также загрязнению окружающей среды. Используя самые разные инструменты мониторинга, например, дистанционное зондирование, мы можем понять, с какой скоростью меняется наша экосистема. Думаю, что эти исследования имеют большое значение как для ЮАР, так и для других стран нашего континента.
– Как вы увлеклись экологией? С чего все началось, и как увлечение превратилось в профессию?
– В детстве я хотел стать врачом, но по ряду причин этого не случилось. Тогда я и увлекся экологией. Я получил степень бакалавра в области наук об окружающей среде в Университете Венды на севере ЮАР. Я рос в деревне, пас скот, проводил много времени на природе. Я наблюдал за тем, как меняется растительность, а вместе с ней и пища для животных.
Все это вдохновило меня на выбор будущей профессии, и я твердо решил, что хочу внести свой вклад в сохранение природы.
– Действительно, вопросы экологии сегодня являются крайне актуальными не только для африканского континента, но и для всего мира. Расскажите, пожалуйста, что сегодня делает Южная Африка для улучшения состояния окружающей среды?
– Департамент по вопросам охраны окружающей среды, контроля охоты и рыболовства ЮАР выдвигает инициативы по защите природы. Южноафриканский Национальный совет по охране природы активно продвигает идею улучшения экологической обстановки. Принят также национальный закон об охране окружающей среды, запрещающий осуществлять строительство и открывать производства, негативно влияющие на экологию.
Существует определенный порядок подачи заявок на получение права пользования землей для конкретных целей.
– Если говорить об африканском континенте в целом, каких результатов удалось достичь?
– Я поддерживаю идею устойчивого развития. Мы должны учитывать последствия наших действий и не забывать о том, какое влияние они оказывают не только на окружающую среду, но и на общество в целом. У меня нет конкретных статистических данных о том, каких результатов на данный момент удалось достичь африканскому континенту. Но я могу с уверенностью сказать, что мы ведем постоянную работу. Мы хотим внести свой вклад в реализацию целей устойчивого развития, потому что понимаем, насколько это полезно для нашего общества.
И я не могу не упомянуть тот факт, что достижения нашего университета, в том числе в области сохранения экосистем суши, получили высокую оценку как в ЮАР, так и во всем мире.
– Что еще, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы ускорить процесс достижения целей устойчивого развития? Какие дальнейшие шаги нужно предпринять?
– Сегодня наша главная задача состоит в объединении усилий. На пленарном заседании в РУДН мы обсудили проблемы, требующие скорейшего решения как на местном, так и на глобальном уровнях. Командная работа в самых разных направлениях позволит достичь поставленных целей.
– Как сегодня развивается международное сотрудничество между учеными-экологами? С кем вы сотрудничаете из коллег, работающих в других странах БРИКС? И насколько полезен этот опыт?
– Международная кооперация очень важна. БРИКС является одной из таких платформ. В настоящий момент мы сотрудничаем с РУДН, а также с высшими учебными заведениями Индии, Китая и Бразилии. Мы планируем проводить совместные исследования. Это необходимо для решения конкретных экологических проблем. А еще мы будем заниматься разработкой инструментов для мониторинга экосистем. Но есть и вопросы, которые эффективнее решать на местах.
– Если говорить о российском подходе, какие российские экологические инновации кажутся вам наиболее интересными?
– Мы посетили российские научно-исследовательские лаборатории, где познакомились с новейшими технологиями определения химического состава воды. Их можно использовать для борьбы с загрязнением окружающей среды. Кроме того, мы детально обсудили с коллегами инновации в области сельскохозяйственного сектора.
Я считаю, что странам БРИКС будет полезно перенять опыт России в области точного земледелия. Некоторые российские технологии уже активно применяются в Южной Африке. Думаю, что сотрудничество между нашими странами будет способствовать общему развитию и позволит добиться высоких результатов.
Фото: TV BRICS