Увольнять сотрудников на удаленке смогут за отсутствие в онлайн
Государственная дума одобрила во втором чтении законопроект об особенностях дистанционной занятости. Об этом пишет РБК.
Документ после доработки претерпел существенные изменения. Сделать трудовое законодательство более гибким депутатов заставила пандемия COVID-19.
«Российское трудовое законодательство оказалось неготовым к массовому переводу работников на удаленный режим работы», – говорится в пояснительной записке депутатов.
По сравнению с первоначальной концепцией, обновленная версия документа несколько ухудшила положение работников, отметил глава правового департамента «Конфедерации труда России» Олег Бабич. Законопроект четко определяет удаленный режим труда и все равно ограничивает волю работодателя.
Несмотря на то, что в обновленной версии законопроекта была сделана уступка работодателям, завкафедрой трудового права и права социального обеспечения МГЮА им. О.Е. Кутафина Никита Лютов назвал документ компромиссом социальных партнеров.
По документу, перевод на удаленную работу возможен только с согласия сотрудника. При удаленной работе график рабочего времени прописывается в коллективном договоре. Кроме того, он может быть изложен в локальном нормативном акте, действующем на предприятии, в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к нему.
Перевести сотрудника на удаленку работодатель самовольно сможет только в исключительных случаях: при катастрофах природного или техногенного характера, производственных авариях, несчастных случаях на производстве, пожарах, наводнениях и других ситуациях, которые ставят под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия граждан. Однако в таком случае работодатель обязуется обеспечить работника необходимым для работы оборудованием или оплатить аренду такого оборудования.
Период временной дистанционной работы не должен превышать шести месяцев, однако документ допускает, что работодатель может периодически отправлять сотрудников на удаленку, чередуя офлайн- и онлайн-режим.
В Минтруда РБК рассказали, что теперь время взаимодействия с работодателем для сотрудника на удаленке является рабочим и оплачиваемым. Дополнительное время считается сверхурочным и поощряется отдельно.
«Такое правовое регулирование не так давно появилось в некоторых социально развитых государствах, например во Франции. Оно должно быть у всех работников, а не только у дистанционных. Однако в результате доработки законопроекта явно была сделана уступка работодателям, и единственное, что осталось в этом отношении, – положение о том, что время взаимодействия работника с работодателем включается в рабочее время», – отметил депутат Николай Лютов.
Если работник не выходил на связь без уважительной причины более двух дней подряд, работодатель имеет право расторгнуть с ним трудовой договор. В правовом департаменте «Конфедерации труда России» назвали этот пункт возможностью для манипуляций, поскольку причин отсутствия сотрудника в онлайн может быть много. Перевод на дистанционную работу не может быть поводом для снижения заработной платы.
Третье чтение законопроекта запланировано на 26 ноября. Внесенные изменения должны вступить в силу 1 января 2021 года.