Генеральный секретарь Национального музея Омана Джамаль Аль-Мусави: султанат развивает культурный диалог с Россией
– Во время недавнего государственного визита султана Омана Хейсама Бен Тарека Аль Саида в Россию стороны подчеркнули стремление укрепить двусторонние отношения. Как Вы оцениваете значение этого шага для развития культурного сотрудничества?
– Этот визит исторический – впервые правящий султан Омана посетил Россию. Было подписано 10 документов, включая соглашения в сфере культуры. Наши связи уходят в глубь веков. Страны объединены общими ценностями: многонациональностью, уважением к традициям и духовному наследию друг друга.
– Одно из соглашений – взаимная отмена визового режима для граждан двух стран. Может ли эта мера вызвать еще больший интерес россиян к Оману? Планируются ли специальные программы для русскоязычных гостей?
– Туристический поток уже растет: в 2024 году Оман посетили 44 тыс. россиян. Отмена визовой политики и круглогодичные рейсы Маскат – Москва усилят эту динамику. Мы адаптируем музей под русскоязычных гостей: уже запущен сайт и разрабатывается мобильное приложение на русском языке.
– Какие приоритеты у Омана в культурной политике? Как музей их реализует?
– Мы продвигаем наследие Омана за рубежом через различные проекты, например, «День Омана» (в 2018 году мероприятие принимал Эрмитаж), а также демонстрируем культуру султаната в мировых музеях.
– Как давно Вы руководите музеем? Что для Вас самое ценное в этой работе?
– С 2010 года я участвовал в создании музея, а спустя 10 лет занял пост генсекретаря. Очень важно наше социальное направление: мы трудоустраиваем жителей исторического Маската и поддерживаем малый бизнес.
– Какой артефакт музея Вам особенно дорог?
– Алтарь мечети XV века, спасенный от разрушения. Или, например, главный документ современного Омана – завещание покойного султана Кабуса. В 2024 году реставраторы из Эрмитажа восстановили его рабочий стол – он будет выставлен впервые.
– Какие совместные проекты с Россией запланированы?
– В июне откроем выставку русского стиля с Эрмитажем, в ноябре покажем советский и русский авангард из Третьяковской галереи. В Грозном и Москве появятся оманские издания. С Индией и Китаем у нас тоже глубокая историческая связь: в прошлом году мы показали шедевры индийского модернизма, а в Китае мы наращиваем связи с национальными и региональными музеями.
– Как музей развивает молодые таланты?
– В 2024 году 30 тыс. студентов участвовали в наших программах. Мы сотрудничаем с МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ, а в Оман приезжают российские студенты-арабисты. Скоро откроем детский театр и музыкальную программу с участием российских экспертов.
– Музей Омана – первый на Ближнем Востоке, адаптированный для незрячих. Как это меняет общество?
– Мы консультируемся с Минздравом Омана, обучаем сотрудников и создаем тифлокомментарии. Также резервируем рабочие места для людей с ограниченными возможностями – это часть нашей социальной миссии.
Фото: Национальный музей Омана